! Название: цикл бесед "О страстях человеческих" Автор: протоиерей Артемий Владимиров Описание: Грех, с точки зрения Православной церкви, это деяние, недостойное христианина. Шестой Вселенский (Константинопольский) собор определяет грех, как болезнь души. Православная церковь относит деяние к греховному, основываясь на интерпретации библейских текстов. Грех считается прощённым (отпущенным) после исповеди, если совершивший греховное деяние человек искренне раскается в совершённом грехе. Грех - это противоестественное состояние человека, "...добровольное отступление от того, что согласно с природой, ...противоестественно (противоприродно)" (Иоанн Дамаскин). Совершая грехи, человек наносит раны своей душе. Поэтому человек, неся ответственность за совершенные грехи (в отличие от первородной греховности), должен бороться со своей греховностью и преодолевать её. Согласно Святому Писанию, нет человека "кто живет и не согрешает, и что никто не чист от скверны, даже если и один день проживет на земле" (Иов.14:4-5). Но человеку невозможно самостоятельно, без Божьей помощи одолеть греховные страсти: "ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5). Но "ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха" (Иоанн Златоуст). Поэтому необходимо постоянно бороться с собственной греховностью. Смертный грех является "Смертным", потому что, овладевая душою человека, становится господствующим в человеке, подавляет в нём духовную жизнь, ожесточает его сердце нераскаянностью, делая его неспособным к принятию благодати Божией. Смертные грехи омертвляют в человеке любовь к Богу и ближним и вообще его духовную жизнь, лишают человека Царствия Божия, подвергают вечной погибели и смерти. Различают семь или восемь основных пороков, порождающих множество других грехов. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами. В православной аскетике им соответствуют восемь греховных страстей. В настоящее время о них пишут, как о восьми смертных грехах. Суть учения о главных грехах сводится к тому, что есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Перечислим эти помыслы (смертные грехи): 1. Обжорство (чревоугодие); 2. Похоть (блуд); 3. Алчность (сребролюбие); 4. Печали (лень, зависть); 5. Гнев; 6. Уныние; 7. Тщеславие; 8. Гордыня; В православной традиции смертным рассматривается любой грех, который отдаляет от Бога, лишает благодати и губит душу (если человек не имеет покаяния). Так, святитель Игнатий Брянчанинов говорит о смертных грехах: «Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, его душа идет во ад. Ей нет никакой надежды на спасение». Игнатий Брянчанинов указывает, что святые отцы «уподобляют смертный грех тяжелому камню», а несмертный — песчинке. В соответствии с этой аналогией: если человек с камнем на шее окажется в воде, то утонет. Точно так же тонет человек «в пропастях ада» под тяжестью смертного греха.